11:34 

The Slap – про книгу и сериал

Египетская мау
усата-полосата


Чтобы быть честной – этот роман прошел бы мимо меня, если бы американцы не надумали сделать римейк успешного австралийского мини-сериала. И не позвали Куинто вести одну из основных партий. Я не прочитала бы, и было бы очень жаль. Вещь яркая, честная, провокационная в описании обыденности человеческих проявлений, и страстей, и греха. Полезная.
Забирает и озадачивает буквально первый же абзац. Еще ничего не знаем о Гекторе, герое первой главы, а Циолкас пишет о нем вещь простую и внезапную, не принятую в высокой литературе. Так что брови читателя уже где-то на лбу, и мозг принимается думать, как теперь относиться к Гектору? Относиться ли к нему хуже, и за что? Штрих неприятный, но неслучайный и нелишний, в нем ключ к взаимоотношениям Гектора с женой.
И так во всем – Циолкас не дает никаких оценок, он просто рассказывает все, как есть, переходя от одного героя к другому, и те поворачиваются перед нами разными сторонами, как пирожное на вращающейся витрине, только не все грани у людей одинаково аппетитны.
Я пыталась разложить весь этот и простой и одновременно сложный роман, и нарисовала целую Mind map, – и что же? Карта огромна, а не отразила и двух третей всех тем и проблем, поднятых в романе. Но на ней, по крайней мере, есть то, что зацепило меня больше всего. Модели семей, и то, как они встречают и проходят одно и то же испытание – суд над Гарри Апостолу из-за импульсивного поступка.

Ментальная карта по книге К.Циолкаса «Пощечина»:
coggle.it/diagram/552235e2c0e468fd0ff16551/7817...
(ее можно передвигать "ладошкой", а можно обозреть всю, нажав одновременно Ctrl и минус, карта уменьшится)

Когда я читала комментарии к трейлерам и превью «The Slap», мне не однажды попалось мнение, что роман написан о людях, которые не вызывают никакого сочувствия, все моральные уроды. И поэтому люди не станут смотреть сериал. Другое дело, что аудитория шоу, кажется, увеличивалась по мере показа, и появились поклонники, которые ждали этих эпизодов каждый четверг – и я тоже. Сериал получился добротным, цепляющим, перформансы внушительными, Зак сыграл ярко и одного из самых заметных персонажей.
Но я с грустью нахожу, что американцы сняли сериал совсем о другом. Они не замахнулись на всю эту сложность, все это красивое и поучительное переплетение человеческих судеб и характеров. А могли бы – с таким отличным режиссером, с такими прекрасными актерами. Только наметили. Этого жаль.



Я всегда буду привязана к образу Гарри Апостолу, роли, которой Заку ни в коем случае нечего стыдиться. Он сыграл ее агрессивно, с куражом и пониманием внутренней мотивации своего персонажа – при том, что сам, лично, он совсем другой человек. Он играл широким фронтом, тронув крайние возможности своего диапазона. Его Гарри то сконцентрирован, как ходячий кулак, полный агрессивной и зажигающей мужественной энергетики, то вкрадчив и источает обаяние, как большой кот. То подозрителен и глядит этак остро и искоса – не держат ли его тут случайно за лоха? То почти теряет лицо в гневе, только что горло не срывает, пытаясь доораться до мягкотелого брата. То подавлен и безмолвен и целую сцену в эпизоде семейного совета играет одной только мимикой, фактически одним взглядом, донося и надежду на умного дядьку адвоката, и смиренную опаску в сторону Айши, и отчаянное сожаление, и сдержанное раздражение Коулой, которая не понимает происходящего, а он-то просто тонет. И стыд на суде, едкий, как кислота, когда до него доходит, что он ударил, возможно, нетрезвого ребенка. Брошенного когда-то своей странной матерью. Вещи для Гарри непостижимые.
Из всего шикарного набора тем американцы взяли только один аспект – инцидент на барбекю, – и рассказали, как могли развиваться события, если из Австралии перенести их на американскую почву. Как этот маленький камешек покатился вниз, обваливая неожиданно половину скалы, которой казался клан Апостолу, а не был – только куча прессованного песка. Финал просто торжество политкорректности – все извлекли уроки, все пристыжены, кроме, может быть, Рози, и даже малышу Хьюго оплеуха пошла, как будто, на пользу. И, смотрите-ка, новая вечеринка, и все снова собрались. :small: Но это сказочный конец, а в жизни, то есть, в романе, все было по-другому.
Богемная семья ничему не научилась и ничего не поняла, и Гэри не опомнился, не стал вести себя, как подобает главе семьи, и уж подавно не спасал мальчика Ричи. Напротив, он и его бесподобная жена едва не убили мальчика Ричи, и Конни предала его так же легко, как легко оболгала Гектора. Друзья от них отвернулись, и художник со своей женой поменяли место жительства, увозя с собой отпрыска. И Хьюго ничему не научился, эта ходячая граната вседозволенности, которая рванет еще не однажды. А Ричи, единственного, у кого хватало терпения и внимания, чтобы проводить время с мальчиком и аккуратно корректировать его, рядом больше не будет. Что показательно – сорвался однажды даже терпеливый Ричи.
Циолкас не ставит оценок, говорят только его персонажи, но в том, чем роман завершился, я вижу позицию автора. Гэри и Рози уезжают, а Сэнди собирается родить Гарри второго ребенка. И вся семья, надколотая судом и старыми проблемами, которые повылезали по ходу дела, объединяется, зализав раны, кто уж как сумел.
PS. Не согласна, что в романе все моральные уроды. Обычные люди, с типичными страстями и ошибками, и слабостями. Знаете, кто прекрасен? Сэнди. Вот женщина, которая любит мужа всем сердцем, таким, какой он есть, горячим в гневе, упрямым в споре, допускающим ошибки. И Гарри бывает прекрасен, когда возвращается в свою семью, к сыну, к жене, и весь проникнут пониманием своего счастья и благодарностью. Забавно – пишешь это – то, что есть, и выходит флафф. А в романе нет никакого флаффа. Но есть вот такое:
Фильм — это была какая-то скучная романтическая комедия — он почти не смотрел. Сидел перед телевизором только потому, что Сэнди держала голову у него на коленях. Чтобы не тревожить ее, он не стал тянуться за пультом.
И такое:
Подъезжая к дому, он поднял голову и увидел, что в спальне горит свет. Сэнди ждала его. Наверняка приготовила для него ужин. Он поест, на цыпочках войдет в комнату сына, поцелует его. Потом ляжет в постель рядом с Сэнди, обнимет ее и заснет. Благодарю тебя, Господи. Он оставил машину в гараже и нажал на кнопку пульта, опуская подъемные ворота. Благодарю тебя, Панагия. Слава богу, он дома.
Стоит сравнить с тем, что творится у Гектора и Айши: «Пусть муж ей не нравился, но она до сих пор считала его самым красивым мужчиной на свете. Вместе они смотрелись потрясающе. Вызывали зависть у окружающих».
Одна из самых весомых мыслей, которая остановила Айшу от развода. Чудо что за основание для супружества.
Добро, что в сериале вот эту линию уберегли:




@темы: 2015, ZQ - фильмы, Гарри Апостолу, Закари Куинто, Пощечина, книги, фан-заметки, цитаты

URL
Комментарии
2015-04-15 в 02:03 

~Danu~
Великий конспиратор
Вот, кстати, у меня больше всего вопросов вызвала Аиша. Под конец я совсем перестала понимать ее мотивацию. То, что ее раздражает давление со стороны родственников мужа, понять можно. Но она же все время проводит на работе: ни в отпуск съездить, ни в театр выйти, ни провести вечер с детьми — зачем тогда было заводить семью? :nope: Неудивительно, что Гектор начал засматриваться на молоденькую няню. Ну а история с этой несостоявшейся изменой вообще за гранью понимания. Сперва потребовала откровенности, потом, узнав о единственном поцелуе, устроила истерику и переехала к подруге. Это после того, как сама чуть не изменила мужу — и притом зашла гораздо дальше. Очень странная дама. :upset:

2015-04-15 в 18:42 

Египетская мау
усата-полосата
~Danu~, в книге проходит линия физической брезгливости у Аиши по отношению к супругу и, видимо, мужчинам вообще. Бедный Гектор дома ни чихнуть, ни пукнуть. Как можно жить в браке и едва терпеть мужа физически, мне непонятно. Яркий контраст с Сэнди, которая своего пылкого делибаша принимает целиком и полностью, всеми органами чувств, только что не ест его. И он тоже, невзирая на всех "цыпочек". В фильме это сгладили, но главное оставили. Для меня большое удовольствие было видеть, как Сэнди продемонстрировала такое достоинство перед Аишей - "я все рассказала, тебя спрашивать не будут, и нет, я не буду обсуждать с тобой мой брак, и что в нем хорошего. А хорошего много". Аиша вела себя с ней как-то снисходительно, то ли из-за того случая с побоями, то ли просто из-за сэндиной молчаливости и того, как она отходила в тень мужа - но Аиша прямо-таки в лице изменилась во время этого визита. Тэнди тут хорошо сыграла эту растерянность, она Сэнди, похоже, вообще не знала.

URL
   

Челнок космических котов

главная